Производство электроникиДля ответа на этот вопрос существует три основных стратегии для коммерческих разработок и серийного выпуска электронных устройств. Перечислим их и рассмотрим каждую подробно далее:

  • стратегия, основанная на организации собственного производства электроники;
  • стратегия, основанная на привлечении подрядчиков;
  • стратегия, основанная на сотрудничестве с производителем электроники полного цикла.

Стратегия первая: собственные мощности производства электроники

Это довольно устаревший метод организации производства, широко применявшийся во времена начала бурного развития электронной отрасли и бывший основным в индустрии советского периода.

Данная стратегия предполагала полный завершенный цикл выпуска электронной продукции на основных промышленных площадях, принадлежащих одному субъекту производства. То есть все производственные операции с изделием, от начальной и до конечной, осуществляются на одном предприятии: выпуск всех внешних и внутренних конструкционных деталей и их монтаж, а также их разработка и сбыт.

В современных условиях такая стратегия довольно трудно осуществима, но ее все еще успешно применяют при определенных условиях. Тщательные финансовые и технологические расчеты позволят успешно наладить конкурентоспособное производство электроники на своих площадях и в наше время.

Минимально необходимая для этого производственная схема должна включать:

  • линии монтажа электронных компонентов на печатные платы;
  • сборочные линии готовых устройств;
  • площадки тестовых испытаний и отдел ОТК;
  • отдел входного контроля;
  • и т.д.

Желательно также иметь и собственные цеха, выпускающие нужные детали на основе металлов и пластиков, например, для наружно-корпусных конструкций и специфических элементов креплений.

Выпуск таких комплектующих электроники, как печатные платы, микрочипы, пассивные компоненты, в современной стратегии собственного производства исключается, ввиду того, что это достаточно узкая и капиталоемкая специализация, достаточно сильно конкурентная.

Плюсы и минусы собственного производства электроники

Первый и очевидный минус такой стратегии производства электроники —  это очень значительные стартовые затраты для постройки завода, закупки оборудования и разработки технологий. Кроме этого необходимы существенные затраты на техническое и административное обслуживание предприятия. А так как сфера электронной промышленности достаточно быстро развивается, то потребуются еще и крупные вложения в своевременную модернизацию предприятия в перспективе. Как следствие больших начальных затрат возникает достаточно продолжительная окупаемость вложений.

Плюсами данной стратегии является возможность обеспечения полностью закрытого от внешнего внимания производства (что особенно актуально для оборонной промышленности), полный контроль качества на каждом этапе производства, возможность оперативной перестройки производства на разные виды продукции, минимизация себестоимости продукции при больших тиражах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что производством электроники и ее разработкой на базе собственных мощностей стоит заниматься исключительно при необходимости обеспечить секретность производства (для сохранения ноу-хау, н-р) и обеспечить повышенный уровень качества, или при очень больших объемах производства для обеспечения минимальной себестоимости.

Стратегия вторая: привлечение производителей по контракту

Это более современный и прогрессивный метод, предполагающий привлечение к изготовлению электроники субъектов производства на контрактных основах. В этом случае субъектами производства выступает ряд специализированных компаний, заключающих контрактные договора с генеральной компанией-изготовителем на выпуск тех или иных электронных компонентов или их блоков, входящих в основное изделие.

Несомненный плюс такой раздельной организации производства заключается в очень высоких уровнях своих профильных специализаций отдельно взятых компаний-контрактников. Это позволяет в разы снизить себестоимость компонентов и одновременно повысить их качество, что дает неоспоримые рыночные преимущества.

В результате можно получить поставки компонентной продукции по оптимальной стоимости и значительно уменьшить производственные нагрузки на основную компанию-заказчика. Высвобождаемые ресурсы могут быть направлены на другие необходимые нужды.

К минусам такой производственной стратегии следует отнести увеличивающиеся в разы логистическую и административную нагрузки, которые возрастают пропорционально количеству фирм-контрактников. В результате при недостаточном уровне налаженной системы управления возможно существенное снижение конечного качества изделия, даже несмотря на высокое качество его отдельных составных частей.

Также стоит обратить внимание на то что все дополнительные затраты на организацию такой кооперации будут влиять на конечную себестоимость изделия.

Стратегия третья: привлечение производственного партнера полного цикла

Эта стратегия в наибольшей степени отвечает современным коммерческим требованиям по разработке электроники и ее производству. Такие технологические партнеры могут выполнять практически любые проектные задачи и связанные с ними дополнительные работы, начиная от стадии начальных разработок до запуска в серию, с последующей поддержкой.

Примером подобных партнерских компаний могут служить так называемые дизайн центры разработки электроники. Эти компании выполняют работы по разработке и проектированию, созданию конструкторской документации, запуску электронных устройств в серийный выпуск.

Таким образом, фирма заказчик имеет возможность получить от дизайн центров полный пакет услуг на условиях аутсорсинга, включая полное ведение своего проекта. Естественно, что в подобных вариантах технологические партнеры берут на себя и всю полноту ответственности. Дизайн центр вправе самостоятельно выбирать производственных подрядчиков, осуществлять контроль качества продукции и выполнять другие необходимые для производства операции.

В итоге, на долю компании-заказчика от всех работ может остаться только самое главное: маркетинг, вывод товара на рынок, аналитический мониторинг рентабельности устройств и т.д. Это позволяет собственнику проекта максимально сосредоточиться на сфере коммерческой деятельности по успешному внедрению изделий в массовое потребление и совершенствованию маркетинга в развитии модельных линеек бренда. Заказчик всецело посвящает себя главным аспектам в эволюции своей продукции, не отвлекаясь на рутинно-производственные детали, что значительно снижает вероятность неудачи проекта, а в идеале ведет к его процветанию.

Таким образом, из всех трех перечисленных стратегий производства электронных устройств последняя имеет наилучшую применимость в современных условиях рынка.